Современное общество все чаще сталкивается с проблемой мошенничества и незаконного производства продукции. Несомненно, все что производится и реализуется вне рамок закона, стимулирует рост недобросовестной конкуренции и может причинить вред потребителю и экономике страны в целом. При этом следует знать, что для обозначения нелегально реализованных товаров есть свои термины, такие как «контрафакт» и «подделка» («фальсификация»). Данные понятия для многих могут быть схожи по смыслу, но они не являются синонимами. Подделка и контрафактная продукция – юридически разные понятия. Далее в статье мы разберемся в практике применения данных определений и выявим основные различия.
Контрафакт
Термином «контрафакт» обозначают любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности какого-либо лица. Производители контрафактной продукции вводят в заблуждение потребителей, размещая известные торговые марки и логотипы на поддельных товарах, которые не производятся законным владельцем брендов. Эти товары могут казаться безопасными и оригинальными, но их изготовление и продажа является незаконной.
На законодательном уровне контрафакт упоминается в Законах РУз №267-II от 30.08.2001 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и №ЗРУ-42 от 20.07.2006 «Об авторском праве и смежных правах», где говорится:
Статья 27, №267-II «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными»,
Статья 62, №ЗРУ-42 «Контрафактными являются экземпляры произведений и объектов смежных прав, воспроизведение или распространение которых осуществляется с нарушением авторского права и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры произведений и объектов смежных прав, охраняемых в соответствии с настоящим Законом, импортируемые без согласия правообладателей из государства, в котором эти произведения и объекты смежных прав перестали охраняться или никогда не охранялись».
Во многих случаях контрафакт изготавливается в соответствии с качеством оригинального товара, что позволяет мошенникам продавать его в больших количествах, тем самым обманывая потребителя.
Для справки, Агентство разбирало дело о контрафактной продукции компании «Mars Inc», владельца таких торговых марок, как Snickers, Mars, Twix, Bounty и т.д. Компания обратилась в Агентство с сообщением о фактах реализации в ряде розничных торговых объектов Самаркандской и Наманганской областей продукции под названием Snikers, Macs, Twiix, Baunty. Территориальными управлениями по указанным в обращении торговым объектам проведено изучение и разъяснительная работа с предпринимателями, в ходе которой имеющиеся в реализации данные виды продукции были ими самостоятельно уничтожены. При этом на упаковках этой продукции не имелось сведений о производителе и его контактных данных, даты производства и срока годности, штрих кода.
Подделка (фальсификация)
Понятие «фальсификации» приводится в Законе РУз №483-I от 30.08.1997 «О качестве и безопасности пищевой продукции», где указано:
Статья 2. «Фальсификация пищевой продукции — умышленное изменение свойств и характеристик продовольственного сырья и пищевых продуктов или их подмена».
Из этого следует, что фальсифицированными признаются пищевые продукты, материалы и изделия, которые были намеренно изменены, т. е. подделаны. Фальсифицированными являются и товары, которые имеют скрытые качества и свойства. К примеру, к этой категории относятся продукты, информация о которых является неполной или недостоверной.
Потребителю распознать поддельный товар намного легче в отличии от контрафактной продукции. Обычно производитель подделки меняет некоторые детали оригинальной торговой марки, логотипа или дизайна продукта.
Не так давно Агентство по защите прав потребителей рассматривало дело, связанное с фальсифицированной продукцией на территории нашей страны. Зарубежная компания «Sunecho Limited» как правообладатель торговой марки «Роллтон» обращалась в уполномоченные органы с заявлением, в котором сообщалось, что на территории Узбекистана в розничной продаже имеется подделка продукции «Концентрат пищевой “Домашний бульон РОЛЛТОН®”». Компания просила предпринять необходимые меры по пресечению продажи фальсифицированной продукции на точках продаж. В ходе изучения дела выяснилось, что данный продукт был реализован 257 розничными торговыми объектами в нескольких областях республики. Территориальными подразделениями Государственного налогового комитета было всего изъято из реализации такой продукции на сумму 698 млн сумов.
Интересно знать. Одна из самых громких подделок в истории искусства произошла в национальной галерее в Мельбурне. В Австралии в скандале оказался замешан «Портрет мужчины» — произведение Ван Гога, за которое заплатили более 21 млн. долларов. Эксперты долгое время сомневались в подлинности — картина написана на холсте с горизонтальным расположением волокон, при том что гениальный художник не использовал такую технику. И, наконец, британские и амстердамские специалисты заявили — «Портрет мужчины» не принадлежит кисти Ван Гога, хотя он действительно написан во 2-й половине 19 в.
Как уберечь себя от подделок?
Доверяйте своим инстинктам
Если предложение выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то, вероятно, вы сталкиваетесь с обманом. Оригинальные дизайнерские вещи редко обесцениваются, так что не спешите, полагая, что вы получаете хорошую сделку.
Посмотрите внимательно на упаковку и продукт
Проверьте орфографию и грамматику названия и описания продукта, а также качество упаковки и четкость графических элементов.
Совершайте покупки в проверенных магазинах
Даже если вы делаете заказ онлайн, попробуйте просмотреть отзывы и фотографии, размещенные в профиле. Это может сказать многое о том, что это за магазин и какие продукты он продает.
Имейте в виду
Продажа поддельных или контрафактных товаров является уголовным преступлением. Приобретая поддельные товары, вы можете способствовать финансированию преступления, а также подвергать риску свое здоровье. В случае их обнаружения просим вас сообщать об этом в уполномоченные контролирующие органы или по телефону доверия Агентства — 1159.
14,549